Как вести себя на дороге мотоциклисту. Как не попасть в ДТП. Что следует знать начинающему райдеру
Летом мотоциклистов можно увидеть повсюду. Сейчас в стране более 2,4 миллиона владельцев мотоциклов. Для некоторых профессий мотоцикл — предмет первой необходимости, а для туристов, подростков — средство познания мира, интересных открытий. Но не надо забывать, что мотоцикл, как говорят юристы, — источник повышенной опасности. Мотоциклисты гибнут на дорогах в 29 раз чаще автомобилистов. И чтобы не причинять неприятностей себе и окружающим, надо хорошо знать правила дорожного движения, твердо овладеть навыками вождения. Вот несколько практических советов, которые, несомненно, будут полезны водителям мотоцикла.
Перед поездкой проверьте исправность тормозов, сцепления, осветительных приборов, состояние шин. Особое внимание обратите на тросы включения сцепления и тормозов: не перетерлись ли они, достаточно ли хорошо смазаны? Если давление в шинах больше нормы, мотоцикл будет подбрасывать на неровностях; при давлении ниже нормы ухудшается устойчивость, особенно на виражах. И появляется опасность, что при резком торможении шина провернется на ободе, а это может привести к аварии.
Не следует садиться за руль разгоряченным или легко одетым, чтобы не простудиться. Весной и осенью желательно на рубашку и свитер надевать спортивную куртку или теплую стеганку, на ноги — сапоги или утепленные ботинки. Перед выездом не забудьте, как того требуют Правила дорожного движения, надеть и застегнуть шлем, а так же проверить, застегнули ли шлемы ваши пассажиры.
Сидя за рулем, старайтесь быть спокойным, не принимайте поспешных решений. Рядом с вами могут оказаться азартные, недисциплинированные водители, не поддавайтесь желанию обогнать их. Улица не трек — гонки здесь не только не уместны, но и опасны. В более чем половине ДТП с участием мотоциклов виновны пьяные мотоциклисты.
Трезвость, хладнокровие, вежливость — залог безаварийной езды.
Мотоциклисты, как правило, люди молодые, любят ездить лихо, на высокой скорости проходить повороты. Подобный стиль езды делает ее не только неэкономичной из-за повышенного расхода бензина, преждевременного износа деталей, но и весьма опасной, так как стоит под колесо попасть небольшому камню или выбоине, как руль «свернется» или мотоцикл юзом полетит в сторону.
Теперь к владельцам мотоциклов и мопедов, которые ездят в сельской или дачной местности. Нередко, сняв глушители, юные мотоциклисты, подражая спортсменам-мотогонщикам, носятся по деревне или дачному поселку, не давая покоя людям, желающим отдохнуть. Помните не только о себе, но и об окружающих! Правила запрещают ездить со снятыми или неисправными глушителями; за это нарушителей тишины привлекают к административной ответственности.
Порой неопытные водители неправильно дозируют топливную смесь — наливают масла больше нормы. В результате во время движения за мотоциклом тянется шлейф дыма. Ядовитыми продуктами неполного сгорания топлива вынуждены дышать пешеходы, водители, едущие рядом.
Подмечено, что в плохую погоду у водителей нарушается ощущение равновесия, снижаются внимание, быстрота реакции. Поэтому во время ливня, например, лучше вообще не садиться за руль, а коль в этом все же есть необходимость, следует выбрать правильную скорость. Она зависит от состояния проезжей части дороги, интенсивности дождя, состояния вашего мотоцикла.
Помните: в ненастную погоду тормозные колодки намокают, вследствие чего торможение затрудняется. Время от времени, особенно после проезда по большим лужам, надо слегка нажимать на тормоза: колодки прижмутся к барабанам и за счет трения просохнут. Ни в коем случае не тормозите резко, это может вызвать занос мотоцикла и его опрокидывание. Старайтесь избегать наезда на линии разметки, особенно выполненные из термопластика: мотоцикл в доли секунды может слететь с такой линии, словно кусок мыла.
Нельзя забывать и о некоторых правилах, соблюдение которых необходимо во время дальних поездок. Сумки и рюкзаки за плечами быстро утомляют водителя, затрудняют управление, поэтому постарайтесь разместить багаж на мотоцикле, но равномерно, чтобы не нарушить центровку и равновесие. Груз не должен ни высоко подниматься над машиной, ни выдаваться назад. Если вы его размещаете по бокам заднего колеса, то постарайтесь, чтобы сумки не нависали низко над проезжей частью, иначе на повороте они зацепят за дорогу, и мотоцикл опрокинется.
Не забудьте взять с собой аптечку. Она занимает мало места, а в пути может пригодиться. Мотоциклистам, как и водителям других видов транспорта, надо овладеть приемами оказания первой доврачебной помощи пострадавшим: уметь наложить повязку и шину, остановить кровотечение.
Каждый человек обязан заботиться об охране природы, и это в полной мере относится к водителям мотоциклов. Заехав на лесную опушку или на берег водоема, не устраивайте здесь подобия ремонтной мастерской. Залитая маслом трава, поломанный кустарник будут долго сохранять следы вашего варварства. Совершенно недопустимы поездки по лесу на плохо отрегулированном, с неисправным глушителем мотоцикле. Вылетающие из глушителей искры не раз поджигали сухую траву или хвою, становились причиной лесного пожара.
И еще один совет мототуристам. Не стремитесь «накатывать» километры. Каждые полтора-два часа давайте себе 5—10-минутный отдых, во время которого полезно размяться, сделать несколько упражнений, выпить глоток чая из термоса. Старайтесь останавливаться на ночлег засветло, а утром выезжать пораньше, когда дорога еще пустынна.
Подпишитесь на ютуб канал!